February 1, 2021

Мои кастомные клавиатуры

В предыдущем лонгриде я рассказал про мир механических клавиатур для начинающих и там же упомянул, что жду доставку двух новых экземпляров. На этот раз делюсь, что же я ждал, как собирал новые клавиатуры, и что в итоге получилось.

Выбор модели

Моей первой «премиальной» механической клавиатурой была Drop Alt, которую я заказал на «Амазоне» в 2019 году с доставкой через почтового посредника. А в середине 2020 года на сайте того же производителя я встретил новую модель Carina, которая только планировалась к выпуску. Её можно было предзаказать методом Group Buy: сайт собирал предзаказы до определённой даты, а уже потом отправлял заводу заказ на производство. Я вписался в авантюру, не смотря на то, что идея груп-баев мне не нравится, потому что клавиатура выглядела уж очень хорошо и соответствовала многим моим требованиям:

  • компактный форм-фактор 60% — без цифрового блока, ряда F-клавиш, стрелок и навигации — я уже привык к малым форматам, понял, что не страдаю от отсутствия многих клавиш, и хотел попробовать вариант ещё лаконичнее,
  • стандартная американская раскладка ANSI с прямоугольным «энтером», для которой очень просто подбирать наборы кейкапов,
  • подсветка для работы ночью,
  • стандартное расположение монтажных болтов, позволяющее в будущем использовать другие компоненты,
  • 5-пиновые сокеты для свитчей, чтобы те держались на плате стабильнее, и чтобы не пришлось отрезать ножки у некоторых видов свитчей,
  • порт USB-C, а не Micro или Mini,
  • свободная программируемость клавиш и раскладок.
Клавиатура Drop Carina на сайте drop.com

Кроме соответствования моим собственным требованиям у клавиатуры было ещё несколько качеств, повлиявших на решение купить её. С ними я уже был знаком по предыдущей клавиатуре от Drop, и к счастью, все их модели обладают ими:

  • 2 порта USB-С на задней части корпуса слева и справа, в которые можно втыкать с одной стороны провод, а с другой — ещё одно устройство или какую-нибудь зарядку,
  • яркая LED-подсветка, работающая с частотой 100 Гц и не мерцающая в камере,
  • качественные материалы и исполнение.

На картинках клавиатура выглядела привлекательно, и всё это убедило меня сделать заказ двух экземпляров — ведь у меня два компьютера на одном рабочем столе.

Доставка

Самым мучительным во всей истории было ожидание и получение посылок. Drop категорически не доставляет свои товары в Россию. В прошлый раз мне повезло найти их клавиатуру на «Амазоне», но в этом случае был предзаказ. Я даже не мог оформить груп-бай на адрес почтового прокси-сервиса, потому что Drop отправляет компоненты из этого набора разными посылками по мере производства в течение нескольких месяцев, что обошлось бы мне в серьёзную сумму за услуги хранения. Я рискнул сделать заказ на адрес своего друга, живущего в Сиэтле… и тут случились два сюрприза:

  1. Drop произвели партию и стали рассылать заказы только под самый Новый год — аккурат к коллапсу почтовых служб;
  2. Таможня России не поняла, что за странная куча электроники в моей посылке и не пропустила её для получения.

Клавиатурная посылка

Сначала я ждал около 4 месяцев производства, потом — 2 месяца посылку, а затем, когда уже увидел коробку от USPS своими глазами в почтовом отделении, мне выдали таможенное уведомление. Ещё 1,5 недели я таскался по почтам и таможням, звонил, писал пояснительные письма, вскрывал коробки с таможенным инспектором для демонстрации и фотографирования, потом снова собирал документы и чеки и составлял декларацию. Но всё в итоге закончилось хорошо: я заплатил таможенную пошлину конского размера и получил свою долгожданную драгоценную коробку.

Детали и сборка

Акриловый корпус типа Tray-Mount

Carina сделана из матированного (для более ровного рассеивания подсветки) акрила. Материал на ощупь похож на глиняную посуду, а стенки и дно такие толстые, что один этот корпус, кажется, весит как вся моя предыдущая алюминиевая клавиатура. На фото видны две дырки под порты USB-С (к сожалению, порты расположены несимметрично) и 4 впаянные в выступы резьбы для крепления платы и топ-плейта. Там, где видны выступы слева и справа, обычно находятся ещё 2 резьбы, но Drop почему-то решили их не делать. Впрочем, всё равно получилось совместимо со стандартными компонентами.

Печатная плата Drop Carina

На печатной плате Carina можно увидеть места под свитчи, каждый из которых сопровождается хот-своп-сокетом Kailh (для установки свитчей без пайки), двумя дополнительными маленькими дырками по бокам для 5-пиновых свитчей и лампочкой для индивидуальной подсветки каждой клавиши. Плюс плат Drop в том, что они глянцевые и белые, а поэтому отражают максимум света. Минус — в том, что компоненты их плат не защищены от попадания жидкости (предыдущую Drop Alt я бесповоротно сломал, залив кофе). Перед тем, как вкладывать плату в корпус, на неё обычно наклеивают кусочки пластыря в тех местах, о которые ударяются стабилизаторы, — чтобы заглушить звук. Этот трюк называется Band-Aid Mod. Я наклеил белую изоленту, от неё такой же эффект.

Плата внутри корпуса

Плата прикручивается к корпусу с помощью stand-offs (русское название деталей не знаю). Благодаря этим болтикам с резьбой сверху топ-плейт ляжет на плату не вплотную, а чуть выше — на расстоянии 3 миллиметра.

Пенка, вырезанная по трафарету

Перед тем, как класть на печатную плату топ-плейт, можно позаботиться о дополнительной шумоизоляции. Я заказал на «Алиэкспрессе» квадратный метр «пенки» — foam paper — белого цвета (как вы заметили, я использую все самодельные компоненты в белом цвете, чтобы сохранить светоотражаемость конструкции) и толщиной 3 мм. Мой друг Валера вырезал для меня на плоттере виниловые трафареты топ-плейтов, я наклеил их на «пенку» и вырезал в ней канцелярским скальпелем дырки под свитчи и стабилизаторы. Такая шумоизоляция слегка поглощает звук каждого свитча и стабилизатора и делает клавиатуру в целом чуть тише. Кстати, в интернете можно встретить советы по использованию фетра в качестве шумоизоляции, но я бы его не рекомендорвал: ворс с него осыпается и может попасть внутрь свитчей и стабилизаторов и испортить все старания. Лучше использовать «пенку», поролон или силикон.

Латунный топ-плейт

После печатной платы и шумопоглощающей пенки в корпус устанавливается топ-плейт. Drop предлагал на выбор разные плейты — пластины, которые крепятся над печатной платой для более надёжной установки свитчей и создания определённого звучания и тактильных ощущений при печати: алюминиевый, латунный и медный. Я выбрал два латунных, потому что к тому моменту уже знал, что этот металл с трудом гнётся и в клавиатурах создаёт более «высокий» звук. Ну, а ещё латунь симпатично и богато выглядит. Плейт покрыт каким-то прозрачным лаком, который изолирует электричество и защищает металл от окисления, но при этом легко царапается, поэтому с ним нужно быть осторожным.

Почти собранная клавиатура

Когда плейт установлен, в него можно вставлять стабилизаторы — штучки, которые поднимаются и опускаются синхронно с двух сторон, не позволяя длинным клавишам качаться. Любые стабилизаторы шумят при движении (особенно дроповские), поэтому их нужно смазывать густой диэлектрической смазкой, например, марки Permatex. Я купил более качественные стабилизаторы, у которых точнее подогнаны размеры стемов и «шахт».

Как правильно смазывать стабилизаторы

Свитчи в разобранном виде (золота не бывает много)

Сразу после стабилизаторов рано вставлять свитчи. Их тоже нужно сначала смазать. Как правило, свитчи не смазаны с завода, и при их работе слышны паразитные звуки: шуршание пластика о пластик и металлический лязг пружинок. Кроме этого, очевидно, смазанные свитчи более плавно и приятно нажимаются. Смазка свитчей — непростой процесс. Во-первых, нужно много всего:

  • смазка Krytox GPL 205G2 или 205G0, в зависимости от типа свитчей,
  • маслянистая смазка Krytox GPL 105 для пружин,
  • тонкая кисточка,
  • желательно инструмент для разбора свитчей (можно разбирать пинцетом, но это неудобнее и дольше),
  • желательно инструмент для захвата стемов
  • и желательно «смазочная станция» (прозрачная штуковина на фото, где временно хранятся разобранные детали).

Свитч нужно разобрать, смазать его стем и пружину разными смазками, а потом собрать обратно, и так много-много раз. В моём случае 61 раз для каждой клавиатуры. Я не стал использовать несколько видов смазки, потому что решил смазывать не пружины целиком, а только их основания.

Как правильно смазывать MX-свитчи

Свитч-филмы

Кроме смазки я пошёл на ещё одну хитрость: использование свитч-филмов. Это такие плёночки, вырезанные по форме сечения свитча, которые устанавливаются между двумя половинками его корпуса. Обычно свитч-филмы необходимы, когда свитчи уже использовались и смазывались много раз, и их конструкция из-за многочисленных разборов разболталась и люфтит. Эти плёнки возвращают между деталями утраченное натяжение. Но филмы можно использовать и на новых свитчах, они и им придадут дополнительное натяжение корпуса, что повлияет на звук.

Свитчи, стабилизаторы и шумопоглощение в Drop Carina

После смазки и филминга свитчи можно устанавливать. На этом этапе важно перед установкой каждого свитча осматривать его пины, потому что они могут быть загнутыми. После сборки клавиатуры обнаружится, что некоторые клавиши не срабатывают, и придётся их снимать. Но ничего страшного в погнутых пинах нет, их легко разогнуть. Для основной рабочей клавиатуры я обзавёлся комплектом Everglide Oreo — относительно тихими супертактильными свитчами. Тактильные свитчи имеют по-особенному загнутые ножки на стемах, из-за чего при ходе клавиши можно почувствовать небольшое препятствие в виде «бугорка». У каких-то свитчей тактильность едва ли ощущается (Cherry MX Browns поэтому в шутку называют “шуршащими линейными”), а у супертактильных «бугорок» крупный (почти на весь ход стема) и ощущается заметно. Мне очень понравился такой тип свитчей.

Белые кейкапы из пластика PBT

В комплекте с клавиатурой Carina не поставляются свитчи и кейкапы, а стабилизаторы идут плохие. У предыдущей Drop Alt всё сразу было в комплекте, фирменные кейкапы были великолепного качества, поэтому я отдельно заказал такие же, только не в сером, а в чёрном и белом цвете. У кейкапов из серии Skylight относительно прочные и толстые (1,3 мм) стенки из нежелтеющего и неполирующегося пальцами пластика PBT. Сделаны клавиши методом «дабл-шот»: основная часть отливается с отверстиями под легенду (термин для букв и символов), а пластик другого цвета для легенды заливается уже в них, — благодаря этому символы никогда не сотрутся с клавиш при интенсивном использовании. Drop — один из редчайших брендов, который делает дабл-шоты из PBT, которые при этом бывают с прозрачными легендами для подсветки, а легенды у них получаются не с такими уродливыми шрифтами и пиктограммами как у суперпопулярного GMK или, например, Tai-Hao. Хотя, и эти не без изъянов.

Кейкап Dwarf Factory Terrarium

По желанию клавиатуру можно украсить. Например, поставить на какие-нибудь клавиши «крафтовые» кейкапы ручной работы (“артизаны”). За покупку двух клавиатур Drop навыдавал мне бонусов, поэтому артизан от Dwarf Factory (один из самых популярных производителей) достался мне почти даром, хотя изначально стоит $45. Напоминает «розочку» с коробки передач в такси из 90-х.

Результаты и впечатления

Я переживал, что корпуса клавиатур окажутся плохого качества, а конструкция «трей-маунт» будет слишком скучной. Но в итоге у меня получились две клавиатуры, на которых невероятно приятно печатать. Drop не разочаровал контролем качества, всё сделано великолепно.

Дроповские кейкапы — одни из лучших, что я когда-либо видел. Из-за их сильно текстурированной, шероховатой поверхности и толщины стенок звук и ощущения при печати, будто клавиши сделаны из глины или керамики, а не из пластика.

Я был настроен скептически, но когда впервые почувствовал разницу между несмазанными и смазанными свитчами, удивился, насколько она велика и отчётливо заметна — кропотливая многочасовая процедура стоила того. Если у вас уже есть механическая клавиатура, но свитчи не смазаны, настоятельно рекомендую посмотреть видеоинструкции и смазать. Получите гораздо более приятные ощущения. Ничто так сильно не влияет на ощущения от клавиатуры, как смазка свитчей (сразу после самих свитчей).

Drop Carina для рабочего iMac
Drop Carina для игрового ПК. В этой смазанные линейные свитчи Gateron Red, артизан Holyoops Gamepad и прорезиненные WASD от Tai-Hao

Когда мы обсуждали механические клавиатуры с Вадимом Макеевым в моём подкасте «Шоурум» (выпуск №107), Вадим высказался, что не готов использовать форм-факторы меньше, чем 65%, потому что в работе ему критически необходимо пользоваться стрелками. К тому моменту я уже ожидал доставку этих клавиатур и стал переживать, смогу ли комфортно пользоваться ими.

Существует популярная клавиатура (китайская, но хорошего “бюджетного” качества) Anne Pro 2, у которой есть интересная особенность. Правая нижняя группа клавиш у неё работает по-особенному: если зажимаешь клавиши, они работают как обычные модификаторы Shift, Alt и так далее, но если быстро нажимать их 1 раз, то они срабатывают как стрелки. Мне понравилась эта идея (компромисс удобства и компактности), а потом я узнал, что прошивка клавиатур Drop тоже позволяет так делать (как и любая прошивка QMK). Однако, у Anne Pro 2 есть неприятность: клавиши срабатывают как стрелки лишь при быстром однократном нажатии. Постоянно перемещаться по тексту, зажав их, нельзя, и приходится использовать хоткеи Fn + I / J / K / L. Оказалось, что прошивки Drop позволяют так делать! Чтобы долго двигать курсор, нужно дважды нажать на одну из клавиш-модификаторов: в первый раз курсор сместится на 1 символ, а уже на втором нажатии побежит, пока держишь клавишу. Мои страхи развеялись.

Сладкий чай, компьютер и механическая клавиатура. Знаю толк в удовольствиях!

Сейчас я пользуюсь 60% клавиатурой точно так же, как когда-то пользовался 65% и не испытываю вообще никаких неудобств. Настроил прошивку так, что могу управлять громкостью и яркостью экранов компьютеров, включать/выключать музыку и переключать треки, как угодно перемещаться по тексту, будто у меня полноразмерная клавиатура, и всё остальное. Теперь у меня есть клавиатуры, о которых я давно мечтал, и ещё больше свободного места на рабочем столе.

Домашний сетап, 2021

Кстати, вы можете помнить из предыдущей статьи Keychron K6, которую я брал в качестве временной. Если вдруг хотели такую, могу теперь продать её вам.

Фоллоу-ап. В этой заметке я упоминал, что свою предыдущую клавиатуру Drop Alt я залил кофе и сломал. Так вот, вместе с новыми клавиатурами я заказал новую печатную плату для Alt, так что она снова работает и радует моего друга Валеру. Привет, Валерон! :-)

Ночной рейв

Печать на моих клавиатурах

Фотки моего сетапа зафичерили в этом ролике на 01:28

Каждый раз, когда пишу про клавиатуры, чувствую, как будто исполняю какой-то долг. Это хобби настолько нишевое и непопулярное, что я просто обязан о нём рассказывать, чтобы порадовать одиноких гиков, уже в него вовлечённых, или привлечь новобранцев. Если хотите пообщаться про клавиатуры, не стесняйтесь присоединиться к чату моего подкаста или написать мне в личку.

Спасибо за внимание!