Механические клавиатуры
Дисклеймер
Всё описанное в этой статье — мой небольшой субъективный опыт и впечатления, основанные на нём. У вас вполне могут быть другие предпочтения в клавиатурах, и это нормально. Я не претендую на единственное правильное мнение, да и у других клавиатурных энтузиастов может быть гораздо больший опыт, стоит прислушаться к альтернативному мнению. Некоторые резкие выражения я использовал для преукрашения текста и моей позиции, но ни в коем случае не для того, чтобы оскорбить вкусы читателя. Приятного приключения!
Теория
Механические клавиатуры — это модно, механические клавиатуры — это клёво. Если хотите чуть больше разбираться в них, чем на уровне дискуссий в Твиттере, советую почитать теорию. В интернете много классных англоязычных гайдов, которые легко гуглятся. На русском языке они тоже бывают. Что достаточно знать, чтобы стать «в теме»?
- размеры: 100%, 80%/TKL, 75%, 65%, 60%, 40%,
- форм-факторы: обычные, эргономические, сплиты и комбинации перечисленного,
- особенности: ортолинейные, Tsangan, Winkeyless, hand-wired,
- свитчи: Cherry, Gateron, Kailh, кастомные, обычные и низкопрофильные,
- материалы: ABS, PBT, POM, алюминий, сталь, латунь, медь, дерево,
- моддинг: смазка свитчей и стабилизаторов, клипинг стабов, band-aid, шумоизоляция,
- конфигурирование: QMK vs. всё остальное,
- кейкапы: профили, материалы, метод нанесения легенд, double-shot, shine-through, «крафтовые» (artisans).
Если вы узучите эти темы, высока вероятность, что у вас на столе в процессе появится парочка механических клавиатур. Вспомните, что я вас предупреждал. Перечисленные выше пункты — лишь укороченный список всего, что кроется в теме «механик». Каждый из пунктов можно раскрыть ещё большим списком, там всё состоит из нюансов, и каждый пункт — отдельное направление. Чем глубже разбираешься, тем сильнее захватывает. Если, конечно, вы такой же гик как я.
Зачем нужны «механики»
Когда-то мне тоже было непонятно, что хорошего в механических клавиатурах, ведь они толстые, большие, тяжёлые и шумные. При переходе на мак я влюбился в стандартную клавиатуру Apple и задавался вопросом: почему все не могут делать клавиатуры такими же замечательными — тонкими, лёгкими, минималистичными беспроводными устройствами? Так было, пока я не попробовал парочку разных «механик» и сам не почувствовал, какие могут быть ощущения от печати на клавиатурах.
Если в вашем представлении механическая клавиатура — это та самая громадина из пожелтевшего пластика из детства, которая занимала весь стол рядом с вашим семейным 386-м ПК, отчасти вы правы. Но нужно добавить 3 оговорки:
- Скорее всего, все подобные клавиатуры, что вы видели, были «мембранными» — самыми дешёвыми и отстойными из возможных (такие в комьюнити вообще не считаются за “механические”, но есть исключения);
- У старинных компьютеров когда-то были просто офигенские клавиатуры, качества которых в каком-то смысле большинство современных не может достичь сегодня (как будто про тачки говорим);
- За это время технологии скакнули так, что механические клавиатуры стали крутыми, дорогими и вполне продвинутыми девайсами.
«Механику» можно очень тонко настроить под себя. Начинается это со свитчей (переключателей в клавишах), которые могут быть кликающими/щёлкающими, умеренно тактильными, бесшумными и как бы «пружинящими» линейными и так далее. Свитчи могут иметь внутри пружины, создающие сопротивление вашим плацам с разной силой: от совсем лёгких, когда клавиши нажимаются под весом пальцев, до таких тяжёлых, что ваши руки устанут после пары минут печати — на любой вкус!
Свитчи создают главное впечатление от механической клавиатуры — как нажимаются клавиши, издают ли щелчок, чувствуется ли во время хода клавиши небольшое препятствие или клавиша идёт совершенно плавно, какой звук они издают (шуршат ли в процессе). Если попробовать много разных свитчей, можно выбрать понравившиеся и добиться чудесных ощущений. Сейчас я пишу эту статью на таких свитчах, от которых у меня ощущение, будто я за винтажным ЭВМ из 70-х, каждая клавиша слегка пружинит под пальцами при большом ходе, как будто я нажимаю не клавиши, а кнопки на панели управления компьютером. Наверное, так точнее всего это описать. Но ваши ощущения могут быть совсем другими, и вы при желании можете очень точно их подобрать под свой вкус. Лично у меня к этому чувству при печати добавляется ещё нечто эфемерное: как будто то, что я набираю на такой клавиатуре, становится более осмысленным и ценным, и мне нравится это ощущение, пусть оно и создаётся лишь моим мозгом.
Если поискать на Ютюбе по запросу «mechanical keyboard sound test», вам откроется дивный новый мир ASMR-видео. Звуки, которые клавиатура издаёт во время работы за ней — это довольно важная составляющая «механики». Для достижения нужного приятного звучания энтузиасты прибегают порой к странным решениям вроде производства собственных компонентов из особенных «мягких» материалов и «самосмазывающегося» пластика POM или специальным техникам смазки свитчей и поглощения вибрации внутри корпуса. Работа над звуком клавиатуры — само по себе хобби, высот в котором достигают лишь настоящие сенсеи.
Предыстория
Я увлёкся механическими клавиатурами почти случайно, когда встретил «кикстартер» проекта Lofree Dot. Мне понравился внешний вид этой клавиатуры. О механиках я тогда не знал ничего. Я решил поучаствовать в спонсорстве. Правда, уже на «IndieGoGo», потому что с «Кикстартером» у ребят что-то не сложилось. Когда через несколько месяцев клавиатура приехала, я попользовался ей какое-то время, но быстро забросил. Казалось, что что-то с ней не так, но я не понимал, что именно. В последствии я понял, что не так с ней было вообще всё, а особенно — неправильное смещение клавиш в рядах, крайне нетрадиционная раскладка и громко кликающие свитчи Gateron Blue.
Когда мне понадобилась клавиатура для моего игрового ПК, я купил на немецком «Амазоне» Cooler Master MasterKeys Pro S (потому что в русских магазинах эти клавиатуры продавались исключительно вместе с русскими “легендами” на клавишах, что я не люблю). Мне понравился тогда форм-фактор TKL (Ten KeyLess), то есть, клавиатура без цифрового блока справа, которым я и так никогда в жизни не пользовался и не понимал, нафига он нужен. Размер TKL подходил мне, учитывая, что во время игр свободное пространство справа от клавиатуры обычно бывает крайне полезным для мышки. Но и с этой клавиатурой у меня не срослось. Хоть свитчи Cherry MX Brown мне и понравились больше, чем Gateron Blue, я снова не угадал с раскладкой. Я уже много лет использую американские раскладки ANSI без русских маркировок на клавишах (потому что это уродство) с нормальным прямоугольным «энтером», длинным шифтом слева и справа и считаю, что ISO с её страшным «энтером» курильщика должна быть запрещена специальной гуманной резолюцией ООН. Кто же знал, что немцы пришлют мне именно ISO, а не ANSI? Ведь на картинках была именно она.
После этого я серьёзно погрузился в тему механических клавиатур: хотел не ошибиться снова. Подписался на соответствующие сабреддиты r/mk и r/customkeyboards, на каналы в Ютюбе, где энтузиасты собирают механические клавиатуры на заказ или просто рассказывают о разных интересных экземплярах, и так далее. Наверное, около года я изучал всё про клавиатуры, и постепенно у меня в голове стал вырисовываться образ такой, которая точно мне подошла бы.
Вскоре я наткнулся на сайт Drop.com и их прекрасные клавиатуры Ctrl и Alt. К тому моменту я уже был готов перейти на форм-фактор 65% (условно принятое соотношение клавиш по сравнению с клавиатурой обычного размера, где их 104), поэтому решил купить «Альт», который хвастался очень красивой подсветкой, небольшой толщиной корпуса, возможностью «горячей замены» свитчей без перепайки и аж двумя портами USB-C. Я воспользовался сервисом пересылки посылок и скоро стал наслаждаться этой крутейшей клавиатурой. На ней были уже тихие и мягкие линейные свитчи Kailh Speed Silver (которые я использую в данный момент) с более низким порогом срабатывания, кейкапы из хорошего нежелтеющего от солнечного света пластика PBT с приятной более текстурированной поверхностью, а подсветка была такой яркой, что ночью могла освещать полкомнаты. Я научился на Реддите разным приёмам и произвёл с этой клавиатурой некоторый моддинг: проложил внутри корпуса звукопоглощающий материал, подрезал стабилизаторы (это такие штуки, которые не дают длинным клавишам типа пробела или шифта качаться в стороны при нажатиях; подрезание специальных “усиков” на стабилизаторах предотвращает их касание о печатную плату клавиатуры и убирает лишние паразитные звуки) и смазал стабилизаторы, чтобы они не дребезжали. Результат мне очень понравился и в целом я был в восторге от этой клавиатуры, особенно от двух USB-C, в которые можно было втыкать что-нибудь заряжаться. Конечно, у неё обнаружились и минусы: производитель заявляет, что клавиатуру можно перепрограммировать с помощью прошивки QMK, но их QMK не настоящая, а ограниченная проприетарная реализация, или, например, эта клавиатура не позволяла использовать 5-пиновые свитчи, которые стабильнее держатся на печатной плате, чем обычные 3-пиновые.
Через несколько месяцев моё счастье закончилось: я случайно разлил на «Альт» целую кружку сладкого кофе, от чего клавиатура умерла спустя пару дней. Оживить мне её не удалось никакими методами: я протирал её спиртом и даже отдавал моему другу, который смог перепаять вышедший из строя транзистор, но не справился с каким-то другим из-за слишком микроскопического размера. Настало время выбирать новую клавиатуру, потому что без механики жизнь мне уже казалась не мила: я так привык к приятным ощущениям от печати, что пользоваться ущербными плоскими мембранными клавиатурами (например, комплектной эпловской) уже не мог. Я попробовал разные механические клавиатуры, а сейчас пользуюсь временной Keychron K6, речь о которой пойдёт ниже, как и о варианте, на который хочу перейти в будущем.
Каково быть клавиатурным энтузиастом в России
Любителем механических клавиатур где угодно быть непросто.
Во-первых, стоят такие клавиатуры дорого, некоторые «бутиковые» кастомные комплектующие для них могут достигать в цене нескольких тысяч долларов, да и простые детали вроде хороших свитчей могут обойтись в сотню долларов. Больших денег стоят корпуса, кейкапы, печатные платы и даже провода.
Во-вторых, большинство наиболее привлекательных комплектующих производятся на заказ и покупаются методом Group Buy. Это когда какой-нибудь неизвестный человек в интернете говорит, что собирается заказать на заводе такой-то корпус (часто его собственного дизайна), что стоить он будет $250, и что он собирает на это производство деньги. Или кто-то может заранее произвести ограниченный тираж чего-нибудь и продавать его всем желающим. Такая продажа в редких случаях может длиться несколько месяцев, но из-за дефицита хороших комплектующих часто заканчивается через несколько минут после старта — всё нарасхват.
В-третьих, «идеальных» комплектующих, подходящих каждому по всем параметрам почему-то просто не существует (а могли бы, технически любая модульность возможна), поэтому наиболее близкие к совершенству, например, печатные платы купить невозможно — они всегда уже раскуплены на тот момент, когда ты их обнаруживаешь.
Что уж говорить о том, как несладко любить механические клавиатуры в России! У нас относительно Америки или Кореи, например, количество энтузиастов, которые умеют что-то производить, ничтожно мало. Обычные магазины продают отстойные «геймерские» клавиатуры, которые по сути — те же «мембранки» с налётом доты. У единственного «необычного» магазина крайне скудный выбор из устаревших моделей и постоянно ничего нет в наличии. На Авито тоже мало чего хорошего продают и часто попадаются мошенники. Попробуйте хоть где-нибудь купить Ducky Mecha Mini или Anne Pro 2 без ожидания в пару месяцев и лотереи с «Алиэкспресса». Покупать в России приходится всё в 1,5 раза дольше и дороже из-за использования сервисов почтовых пересылок и оплаты за превышение таможенных лимитов. Я очень надеюсь, что когда-нибудь у нас в стране станет больше магазинов, специализирующихся именно на механических клавиатурах, чтобы у большего количества людей появилась простая возможность хотя бы попробовать, что это такое.
Моя идеальная клавиатура
Такой пока что не существует. Поэтому сейчас единственный выход для меня — изготовить её самостоятельно, включая производство уникальной печатной платы. Что такого особенного я хочу? Вроде бы ничего, что не смог бы сделать любой из производителей клавиатур. Рассмотрим требования к печатной плате, потому что это самое важное, а затем я подробно объясню каждое из этих требований:
- Размер 60%;
- Стандартная раскладка ANSI;
- RGB-подсветка клавиш (референс — Drop Alt);
- RGB-подсветка снизу (“underglow”, референс — Drop Alt);
- Настоящая прошивка QMK с поддержкой Via Configurator (референс — Rama);
- Стандартное позиционирование болтов;
- Поддержка PCB-mount-стабилизаторов;
- 5-пиновые hot-swap сокеты для свитчей с ориентацией north-facing;
- 2 порта USB-C (референс — Drop Alt).
1. Почему именно такие требования и почему такие референсы? Мне хочется форм-фактор 60%, потому что после 65% я понял, что в хоткеях нет ничего страшного, и лично для меня выигрыш от компактности клавиатуры важнее. Прямо сейчас у меня на левой верхней клавише: Esc
, `
, ˜
, ~
, ё
, Ё
. Я не испытываю проблем с вводом редких символов через хоткеи, стрелки я могу нажимать с зажатым Fn
, а F-клавиши использую крайне редко (лишь иногда на ПК и ещё их “медиа”-варианты на маке).
2. Плюсы стандартной раскладки ANSI в том, что на такую раскладку подойдут любые наборы кейкапов, на ней прекрасно располагаются как английские, так и все русские буквы и символы, у неё удобные длинные шифты слева и справа, а клавиша «энтер» нормальной прямоугольный формы, а не как перевёрнутая “Г” (не говорю уже про страшный дистрофический “энтер” на эпловских клавиатурах). Кроме этого, я чисто из эстетических соображений предпочитаю кейкапы без маркировки русских букв на них, потому что машинально помню их расположение, но это уже не имеет отношения к печатным платам. Anne Pro 2, например, имеет именно такую раскладку, а ещё эта клавиатура запрограммирована так, что стрелки можно использовать без хоткеев, быстро нажимая (“тапая”) по ?
-Fn1
-Fn2
-Menu
.
3–4. Если вы однажды увидите, как светятся и переливаются клавиатуры компании Drop, все остальные подсветки на клавиатурах вам будут казаться жалкими и блёклыми. В светодиодах, которые использует Drop, есть 2 особенности: во-первых, они суперяркие и с правильной цветопередачей, а во-вторых, лампочки работают на 100 герцах, отчего не мерцают на видеосъёмке. Что бы ни говорили про Drop, как минимум в подсветках клавиатур на данный момент им нет равных. Клавиатуру можно использовать и без подсветки, но я чаще всего работаю за компьютером ночью, поэтому мне так удобнее. И нет, анимированная подсветка клавиш не мешает и не отвлекает.
5. Есть энтузиаст под ником Rama, который делает одни из самых красивых и дорогих клавиатур. Но как бы он не изощрялся с печатными платами, одно в них неизменно: они имеют настоящую полнофункциональную прошивку QMK. Потому что Rama, в отличие от других производителей клавиатур, понимает, что невозможно предсказать, как именно люди захотят переназначить клавиши или подсветку. И это правильно. Я не много переназначаю клавиш, но всегда меняю местами Alt и Win (перед использованием клавиатуры с Windows), потому что привык так на маке и хочу одинаково на всех операционных системах. Часто люди назначают на вредоносную клавишу Caps Lock что-то другое (например, Ctrl) и т. д. QMK — это сейчас стандарт и лучший вариант для клавиатурных микропрограмм, отвечающих за то, где какая клавиша, какие назначены макросы, как клавиши подсвечиваются. QMK даже умеет при желании управлять курсором мыши с клавиатуры и звуком вашей клавиатуры, если у неё есть динамик!
6. Иногда появляется какой-то производитель, который заявляет: мы сделали клавиатуру вашей мечты, только продаём бюджетную версию, а всё необходимое докупайте самостоятельно. И ладно бы, если так. Но смотришь на такую клавиатуру, а у неё какие-нибудь переключатели торчат где-то сбоку, USB-порт расположен не там, где обычно, болты для крепления печатной платы и топ-плейта тоже в нестандартных местах. Тьфу, блин! Это значит, что такой клавиатуре не поменять корпус на предпочитаемый и не поставить более жёсткий латунный топ-плейт вместо алюминиевого, к примеру.
7. Есть несколько разных видов стабилизаторов. Чаще всего используется стабилизаторы с креплением plate-mount. Над печатной платой клавиатуры есть специальная (обычно металлическая) пластина с отверстиями под свитчи и стабилизаторы. Такие стабилизаторы крепятся именно на эту пластину. А есть стабилизаторы, которые прикручиваются винтами прямо к печатной плате. Их плюс в том, что они ещё меньше дребезжат.
8. Свитчей бывает столько разновидностей, что весь текст этой статьи мог бы быть просто их перечислением. Но если коротко, хорошие, плавные и тихиче свитчи теперь принято делать 5-пиновыми. Кроме основного «стержня» и двух металлических контактов (это типичный 3-пиновый свитч) 5-пиновые имеют ещё 2 дополнительные пластиковые ножки, ещё стабильнее удерживающие свитч на клавиатуре, из-за чего он сидит в ней крепко и не качается. «Ориентация» сокета — это расположение отверстий для контактов сверху или снизу. Если ориентация south-facing, то контакты находятся внизу, а светодиод подсветки сверху, где выше легенда на кейкапе, отчего просвечивание подсветки через кейкап сильнее. В ориентации north-facing контакты свитча находятся сверху, а светодиод снизу, «северная» ориентация позволяет использовать больше разновидностей кейкапов самых разных профилей без интерференции со свитчом (это когда из-за особенности конструкции того и другого при нажатии кейкап ударяется о свитч). Хотя, эту дилему производители свитчей уже начали потихоньку решать. Сокеты с «горячей заменой» свитчей — тоже, на мой взгляд, уже маст-хэв. Кому хочется возиться с паяльником вместо того, чтобы вставить нужный свитч, и готово?
9. В 2020 году уже странно заводить устройства, подключающиеся по Mini- или Micro-USB, а не USB-C. А когда ты попользовался клавиатурой фирмы Drop, у которой таких pass-through-порта аж 2, то не понимаешь, почему их там не 20, ведь это офигенно удобно, когда клавиатура выступает хабом для других твоих устройств! Ну, уж хотя бы парочку-то портов можно сделать.
10. Вы могли заметить, что среди моих требований нет Bluetooth. На это есть 3 причины:
- Я предпочитаю работать за десктопными компьютерами, которые уже и так со всех сторон обвешаны проводами, и ещё один погоды не сделает;
- Когда я беру с собой ноутбук, вполне могу временно потерпеть встроенную в него клавиатуру, а механики часто тяжёлые (иногда 1–2 кг! тут считается, что чем тяжелее, тем лучше);
- Подключение проводом более стабильное (клавиатура никогда не “отвалится” и её не нужно каждый раз выводить из автоматического спящего режима в течение пары секунд) и более быстрое, чем по Bluetooth, что бывает заметно, например, в играх.
Но помимо всего прочего от Bluetooth 5.0 LE и жирного аккумулятора на 8000 mAh в клавиатуре своей мечты я не отказался бы.
Что дальше
Пока что я жду, что производители в один прекрасный день представят печатную плату, которая будет отвечать всем моим требованиям. Кажется, что этот день никогда не наступит, потому что все хотят срезать косты больше, чем выпусить крутую и дорогую «флагманскую» железку. Я уже пытался выбрать компоненты для сборки кастомной клавиатуры, но быстро понял, что она будет временным вариантом, пока я не найду что-нибудь получше, и придётся всё пересобирать.
Я озадачился поиском варианта, который, хоть и не будет отвечать моим требованиям полностью, но по крайней мере, его не нужно будет собирать самостоятельно, а в комплекте сразу шли бы комплектующие качественной сборки и из хороших материалов. И на помощь снова пришёл сайт Drop, на котором сейчас происходит сбор предзаказов на их новую модель Drop Carina. Какие у неё плюсы и минусы?
Плюсы:
- размер 60%,
- стандартная раскладка ANSI,
- RGB-подсветка клавиш,
- RGB-подсветка «underglow»,
- почти стандартное позиционирование болтов (2 просто отсутствуют, остальные в порядке),
- 5-пиновые hot-swap сокеты для свитчей,
- 2 порта USB-C,
- стоит не космически дорого.
Минусы:
- стабилизаторы только plate-mount,
- прошивка «типа» QMK, но не совсем,
- сокеты для свитчей с ориентацией south-facing.
Эта классная клавиатура на предзаказе стоит $100 (потом будет $120) и поставляется с корпусом, печатной платой, алюминиевым топ-плейтом, стабилизаторами и проводом. Латунный топ-плейт, свитчи и кейкапы нужно докупать самостоятельно. Я решил, что она так близка к идеалу, что я закажу 2 штуки для двух своих компьютеров, а минусы переживу или преодолею.
Возможно, когда-нибудь в будущем я сделаю свою собственную механическую клавиатуру. Я уже разработал прекрасный дизайн, но мне нужна помощь с 3D- и CAD-моделированием. Если вдруг вам интересно, напишите мне.
Keychron K6
Эту модель я выбрал и пользуюсь сейчас как временной, потому что a) не смог купить Anne Pro 2 и b) «Кейкрон» уж больно хвалят все в интернете. Я пользуюсь ей всего день, но на контрасте со своей предыдущей клавиатурой понял, что она очень далека от звания «хорошей» механической клавиатуры. Рассмотрим её плюсы и минусы:
Плюсы:
- это механическая клавиатура, не поспоришь,
- хотя у меня комплектация «самый фарш», клавиатура недорогая,
- hot-swap сокеты для свитчей,
- в принципе, она работает.
Минусы:
- ощущения от печати неприятные — в основном, из-за звука (металлический “пинг”, дребезжание стабилизаторов, высокий звук от комплектных кейкапов),
- имеется подсветка RGB, но такая тусклая, что, можно сказать, отсутствует,
- дешёвые, маркие, гладкие кейкапы из тонкого ABS-пластика сразу на выброс,
- скудный выбор из наиболее дешёвых свитчей,
- обычная комплектация в пластиковом корпусе, но есть и «алюминиевый корпус» (как у меня), который на самом деле — 4 «нашлёпочки» на обычный пластиковый в виде окантовки,
- проприетарные места крепления болтов — нельзя поменять корпус и топ-плейт,
- у клавиатуры нет инструмента для конфигурирования,
- порт USB находится на левой стороне, там же торчат переключатели,
- она очень, очень высокая.
Как я уже писал в твиттере, терпимой эта клавиатура стала лишь после моддинга. Что я сделал:
- Разобрал клавиатуру полностью и проложил внутри вырезанный по форме звукоизолирующий фетр в несколько слоёв;
- Подложил на места крепления печатной платы болтами резиновые колечки для уменьшения вибрации;
- Смазал скудно смазанные стабилизаторы;
- Наклеил кусочки пластыря на печатную плату в местах соприкосновения со стабилизаторами (“band-aid mod”);
- Поменял свитчи Gateron Red на свои Kailh Speed Silver;
- Поменял комплектные кейкапы на свои double-shot PBT с толщиной стенок 1,5 мм.
Только после всех этих модицикаций клавиатура стала ощущаться и звучать прилично. Как временное решение в итоге стало норм. Если вы подумываете купить такую клавиатуру (или другую модель этого же производителя Keychron), подумайте дважды, готовы ли вы совершать с клавиатурой такие манипуляции, чтобы привести её в человеческий вид. Рекомендую альтернативы, если вы сможете их найти и купить:
- Anne Pro 2 — 60%, Bluetooth, подсветка, хорошо конфигурируется,
- Ducky One 2 Mini / Mecha Mini (алюминиевая версия) / One 2 — пластиковые, но очень качественные,
- Glorious GMMK Compact / TKL — скоро будут версии с USB-C.
В заключение
По приблизительным подсчётам в уме за время своего пока совсем ещё недолгого увлечения я потратил на клавиатуры около 60000 рублей. Для любителя механических клавиатур это совсем немного, некоторые тратят столько же, только в долларах. Но я не жалею, потому что это новое хобби приносит мне удовольствие, я привлекаю к нему своих друзей, которые проявляют интерес к клавиатурам, а когда вижу у кого-нибудь на рабочем месте диковинный ортолинейный 40% кастом, с таким человеком я моментально нахожу общий язык.
Если после прочтения этой статьи вам покажется, что я одержим, а «механические клавиатуры» — это дичь для задротов, то вы не ошибаетесь, так оно и есть. Но попробуйте сами, возьмите у кого-нибудь «погонять» на пару неделек хорошую механическую клавиатуру, и тогда вы будете думать по-другому, не смотря на то, что дичью это быть не перестанет. :–)
Спасибо за внимание!