Disco Elysium
Впечатлений об этой игре у меня получилось много, на что я и рассчитывал. Это снова случай, когда я недооценил игру и даже сначала не хотел играть в неё, не смотря на то, что несколько людей настоятельно советовали, а в подкастах и на сайтах я слышал только дифирамбы. Я всё-таки решился и теперь доволен, потому что мне понравилось. Я знаю, что именно мне в ней понравилось, но ещё понимаю, что мне сложно лаконично выразить это словами, потому что понравился именно “эмбиенс” игры, а это всё-таки риторика и тонкие материи. Поэтому решил расписать всё подробно. Начну с того, что оттолкнуло или смутило, чтобы остудить трахание других игровых обзорщиков и сильнее погрузить в реальность: вот какая это игра на самом деле.
Предупреждение: в тексте с моими впечатлениями нет откровенных спойлеров, а вот в скриншотах ниже — есть. Пожалуйста, до просмотра скриншотов пройдите сначала игру сами, она того стоит.
Плохая презентация
Когда все уже насладились нашумевшей на игровых сайтах и собравшей все возможные престижные награды Disco Elysium, спустя 2 года после выхода я наконец-то прошёл её сам. Я долго не мог понять, почему ею все восхищаются, потому что то, как она представлена в игровых магазинах, вообще не вызывало у меня интереса: скучноватая блёклая картинка, куча текста на экране, непонятно, что из всех скриншотов демонстрирует игровой процесс. Я тогда не знал об игре почти ничего. До сих пор считаю, что представление игры для потенциальных игроков слишком уж никудышное, его нужно подавать как-то иначе. Ничего кроме восторгов об игре я не слышал и не встречал тех, кому бы она не понравилась. Какой-то парадокс, надо пробовать самому.
Мифы
Про игру говорят, что это RPG, она невероятно нелинейная и с кучей возможных способов прохождения, и очень долгая. И все эти утверждения неверные, разоблачу в обратном порядке:
3. Игра вовсе не долгая, просто все основные действия в ней по своей природе неторопливые и размеренные: нужно много читать или слушать полную озвучку всех диалогов (в игре великолепно озвучены буквально все диалоги, даже самые незначительные) и частенько нужно бегать через всю доступную территорию, что тоже занимает время. Темп прохождения напрямую зависит от твоей скорости чтения или готовности покорно выслушать голоса актёров, а из-за того, как нерасторопно реализовано перемещение по игровому миру, тоже увеличивается время в игре. Это не плохо, такая сценарно продуманная игра требует неторопливости и вдумчивости, её следует не штурмовать, а смаковать. Поэтому она и предоставляет время для раздумий, например, во время ходьбы. Если учесть перемещение и чтение, то в игре не так уж много всего происходит. Я завершил игру за 37,5 часов, из которых наверняка часов 7 посчиталось, когда я неоднократно ставил игру на паузу и отходил попить чай или выгулять собаку.
2. Когда я прошёл всю игру, мне стало интересно, как много в своём прохождении я упустил альтернативных вариантов развития событий и квестов. Посмотрел несколько статей с «прохождениями» и выяснил, что наобум я выполнил 96 квестов из 104, то есть, упустил совсем чуть-чуть. Я старался проходить игру так, чтобы впитать максимум всего, что она предлагает: выбирал поочерёдно все доступные реплики в диалогах (которые не влияют на события), чтобы знать больше лора, часто слушал озвучание, потому что актёры вложили в персонажей максимум харизмы, выполнял все задания, которые только попадались. В итоге игра скрыла от меня всего 8. А прочитав о вариантах финала, понял, что при любом исходе игроки увидят одну и ту же историю лишь с незначительно отличающимися в ней деталями. Потому что это не «песочница», в которой ты сам конструируешь ситуации и события, а линейный квест с заранее определённым сценарием.
3. В Disco Elysium есть некоторые элементы из жанра RPG. Например, скиллы (скорость реакции, логика, стойкость, “трепет”, “внутренняя империя” и прочие), которые изредка определяют, как ты выполнишь конкретные задания. Тебе при любых скиллах будут доступны заранее приготовленные варианты действий, но отличатся будет лишь вероятность их успешного выполнения. То есть, если в начале ты создашь тупого качка или одарённого медиума, всё равно однажды столкнёшься с вариантом ответа в диалоге, который будет рассчитан на какой-то другой класс, а в диалоге будет указано, что если ты выберешь этот вариант, вероятность, что он сработает, всего 8%. И ты надеваешь какую-нибудь одежду, повышающую соответствующий скилл, видишь, что вероятность выросла до 24%, сохраняешься, пробуешь, не получилось, загружаешь сохранение, снова пробуешь, и так несколько раз, пока однажды не выпадает «Успех». Кроме скиллов есть ещё перки, которые в этой игре называются «мыслями», ими тоже можно вооружать главного героя, но вот работают они странно. Как минимум одна из «мыслей» определяет, выполнишь ли ты определённый квест, многие из них добавляют бонусы к основным скиллам, а некоторые не делают вообще ничего, кроме дополнительного раскрытия лора. Я думаю, игру можно пройти целиком, вообще не прокачивая никакие скиллы и не вооружаясь «мыслями», так что, работает ли RPG-составляющая — вопрос. Кроме этого, в игре отсутствует боевая система, которая характерна для RPG. Там есть как минимум один обязательный бой, но он проходит так же диалогом, как всё остальное, поэтому не считается. Это всё-таки не RPG, а квест.
Что за игра?
Удивительно, как этот экземпляр вообще появился на свет в 2019 году, когда игры щеголяют фотореалистичной графикой и кинематографичными катсценами. Все они примерно одинаковые и стремятся превратиться в слегка интерактивные сериалы (потому что “режиссёры” этих игр хотят максимального контроля над повествованием для манипуляции эмоциями игроков), в которых в нужный момент надо нажать крестик, чтобы выиграть. Эта игрушка примечательна как раз тем, что никакой фотореалистичности и кинематографичности в ней нет, а «берёт» она совсем другим — погружением в свою атмосферу через текст.
Disco Elysium — это текстовый квест. В ней есть, как оказалось, симпатичная картинка, в которой заранее отрендеренные 2D-фоны с небрежными мазками краски населены редкими 3D-объектами и персонажами, но эта картинка второстепенна, потому что весь экшн происходит всё-таки в тексте. Продвижение по сюжету, общение с NPC и даже редкие бои — всё через диалог.
Вот тут мне стало интересно. Текстовый квест? Всегда хотел попробовать пройти текстовую игру. Я слышал о древних Zork или Oregon Trail, где ты должен самостоятельно текстом вводить команды, и мне эта идея очень нравится. Disco Elysium не требует вводить команды самому, она предлагает готовые варианты, но это всё равно жанр, который мне давно хотелось испытать.
Хорошее
Люблю такие игры, в которых мне дают возможность пожить жизнью вымышленного персонажа. Я могу воплотить свои фантазии, становясь жителем футуристичного города в далёком будущем в Cyberpunk 2077, которого я не застану в настоящей жизни, или решить, кем я стал бы, живи я в старинные времена на Диком Западе в Red Dead Redemption 2. Возможность с головой погрузиться в игровой мир для меня очень ценна. Некоторые игры могут быть хороши и без этого, например, я сотни часов наиграл в Animal Crossing. В данном случае речь о продуманном мире с собственными законами, не перекликающемся с настоящим.
Создателям Disco Elysium удалось достигнуть такого глубокого погружения. Ты начинаешь играть главным героем, который вызывает неприязнь, он противен не только тебе, но и всем остальным, а его действия аморальны. В такой шкуре ты попадаешь в альтернативную вселенную, в которой произошли катастрофические политические события, общество раскололось на лагеря, мир увядает и погружает своих жителей в низменность и разложение. Но сначала ты обнаруживаешь, что у этого мира богатая история, которую тебе в подробностях готовы рассказать, затем выясняется, что у твоего поведения есть объяснение и оправдание, а потом, пока ты работаешь вместе с приписанным к тебе напарником, тоже испытывающем к тебе неприятные чувства, постепенно выясняется, что на самом деле ты хорош, и ты доказываешь это на деле. Из обречённого куска дерьма потихоньку вырисовывается работоспособный член общества, взаимные подколы с напарником мутируют во взаимную эмпатию и, возможно, даже в дружбу, скреплённую нежелательными приключениями в отталкивающей среде. Появляются намёки на шанс, и, может, даже на счастье.
Это всё ты понимаешь из необычного для нынешних видеоигр медиума — текста. Нюансы взаимоотношений, осторожный выбор фраз, внутренние голоса в голове главного героя, насыщенные эпитетами описания окружающего пространства, — всё это в тексте, который читаешь. А ещё всё это озвучено с выражением и по ролям. Вот реально, прям всё. Озвучание Disco Elysium — это титанический и блестяще выполненный труд. Это именно то, чего я ожидал и хотел от текстовой игры.
Мрачность игрового мира иногда разбавляется своебразным юмором. Ты играешь в RPG, так? Тогда прокачай скилл убеждения и убеди закрытую дверь открыться перед тобой. У тебя слабый навык стойкости? Тогда будь осторожен, садясь на очень неудобный стул, — это может закончиться фатально для персонажа, который всё время испытывает сильнейшее похмелье, и здоровье которого исчерпано нечеловеческими дозами наркотиков почти полностью.
Почему же мир такой мрачный? Нас погружают в детали: револиция, политические течения, коммунизм, нацизм, расизм, легализация наркотиков в отсталых частях света, которые когда-то были продвинутыми, псевдофранцузские топонимы сыплются в речи псевдофранцузского ветерана, который доживает свои дни на номинальной должности охранника, бедное население города не брезгует мародёрством, трудные подростки считают своим долгом унизить сотрудников правопорядка, владельцы бизнеса на нервах из-за экономического кризиса, технологическое развитие остановилось где-то чуть после стимпанка. Ну, для живущих в 2021 году всё это не будет сюрпризом, наверное, на зеркальность и рассчитывали сценаристы.
Если вы из тех, кому знакома проблема чрезмерной саморефлексии, то игра вам понравится. У главного героя есть сразу несколько внутренних голосов, которые с ним разговаривают на протяжение всей игры. У голосов есть характер, они склоняют в свою сторону, а им можно противостоять или соглашаться с ними. Прямо как демон и ангел, сидящие у вас на плечах, только их штук десять, и не ангел с демоном, а лимбическая система, древний рептильный мозг, трепет и прочие. Все они — вы сами. Возможно, вы доживаете свои последние годы в истерзанном амфетаминами теле, но чтобы продержаться хотя бы ещё один день, внутренний голос соблазняет закинуться снова. Согласиться или устоять?
В заключение
Здорово, что эта инди-игра получила награды вроде «Игры года». Хоть это и кажется мне преувеличением, всё-таки она очень хороша, и я советовал бы не пропускать её. Послевкусие было таким, будто я прочитал новый роман любимого писателя. Мы давно уже не читаем книги, здорово вспомнить ощущения от них.
Спасибо за внимание!